В Прагу по студенчески.

В один прекрасный летний день в моей квартире раздался телефонный звонок. Ты знаешь, - говорила Аня на том конце провода, - мы с тобой через три дня едем в Прагу!

ЭЭЭ... - пронеслось в голове, и судорожно заработала мысль, где взять бедной студентке срочно столько денег, чтобы поехать в неведомую мне ранее страну Чехию. И тут милая барышня добавила: - Мы едем в Прагу автостопом! Меня, прямо скажем, чуть Кондратий не хватил. Я начала что-то блеять про то, как же это так, две хрупкие девушки, без мужчины двухметрового роста с пистолетом в кармане, да за 2 тысячи километров собрались, да еще и в страну буржуинскую, куда просто так даже на поезде не поедешь, виза нужна... Аня расхохоталась, и в ухо мне противно запищали короткие гудки.

За отведенное время на сборы, была опрошена куча народа на предмет снаряжения. Улов оказался вполне приличным: добротный спальник, рюкзак и очень удобный туристический коврик. Знакомые уверяли, что кроме этого барахла, в Прагу нужно взять еще только мозги. Если вдруг что понадобиться, то все можно приобрести прямо по прибытию, благо страна Чехия не отличается особенной дороговизной. По приезду Ани я была в полной боевой готовности и мы, ничтоже сумняшеся решили начать свой путь с... поезда.

Белорусский вокзал встретил нас шумом, гамом, толпой народа и жутко дорогими билетами. Подсчитав в уме, сколько всего можно съесть и выпить на эти деньги в Праге, билет был взят только до Смоленска, а дальше мы решили действовать по обстоятельствам. 70 рубликов забрала касса, и вот перед вами счастливые обладательницы двух полок в плацкартном вагоне. Хочу заметить, что спортивные автостопщики, к коим мы себя с Аней и относим, ездят по разным городам и весям в специальной униформе, которую шьют сами. Цвета она ярко-желтого, со светоотражающими полосками. У меня комбинезон, а у подружки курточка - платьице. Хмуро отсчитывались вагоны, приближался конец платформы, как вдруг раздались где-то поблизости дикие вопли. Аккуратно обернувшись, мы увидели четырех поляков, которые тыкали в нашу приметную одежку пальцами и что-то покрикивали на своем языке. Оказывается, Аня ездила на конференцию, посвященную автостопу в Вильнюс, где с ними и познакомилась. Поляки оказались людьми не только веселыми, но еще и весьма демократичных взглядов. В данный момент они возвращались домой из автостопно-автобусной поездки в Монголию. Выкуплено у них было целое купе, куда радостно были закинуты наши вещи. Подъезжая к Смоленску, мы распрощались с проводницей и... просто ушли в соседний вагон, а потом всей дружной компанией в ресторан, где весело провели время аж до Орши. Для тех, кто не знает, объясняю: в Орше начинается Белоруссия и перегон Смоленск-Орша самый дорогой на этой дороге. Поезд стоял 40 минут, за которые мы успели выскочить из поезда и купить себе по новому билету до Бреста за целых 20 рублей! Вы бы видели глаза проводницы, к которой опять закинула нас судьба.

5 утра. Брест. Народ выгружает баулы и рассасывается в разные стороны. До границы километров семь. Поляки застопили машину и уехали, а мы поплелись на троллейбус. Итак, впереди вожделенный шлагбаум, отделяющий нас от первой можно сказать капстраны. Очередь из машин тянется километра на четыре (это примерно на двое суток). Ушлые белорусы возят в Польшу водку и сигареты на продажу. Пытаемся впроситься в машину - никак. Никто не берет, да еще и оглядывают как-то подозрительно. И тут, о чудо! Из первой машины около шлагбаума вылезают наши поляки и призывно машут руками. Оказалось, что пока мы искали общий язык с водителями подальше, они умудрились найти его с рулевым соседней машины. Уселись. Потихонечку поехали... Паспортный контроль... ага, мой рюкзак не смогли открыть, забавно, но смеяться нельзя, а то оставят на полный досмотр. Так... поехали дальше... Нейтральная полоса. Стоим в очереди к польской таможне и видим прямо перед собой микроавтобус с детьми, направляющимися в летний лагерь в Ополе. Задумчиво так смотрим на номера. Что? Как, опять поляки? Наши товарищи умудряются не только сами туда вписаться, но еще и за нас замолвить словечко. Мы невыносимо рады, так как наш путь лежит через Варшаву, где без карты города и компаса очень просто потеряться. Остановки там для автостопщиков совсем нежелательны, если только вы не хотите посмотреть город.

В микроавтобусе оказались удобные кресла, телевизор, стереосистема и веселый водитель. Но из-за частых остановок город Ополе удалось узреть только в полночь. Самый интересный факт заключался в том, что наши поляки умудрились бесплатно вписаться еще и в коттедж и усиленно предлагали нам проделать то же самое. Анины робкие высказывания о том, что нам нужно ехать, и что нас уже 2 дня ждут товарищи в Праге были встречены взрывами хохота. Все оказалась очень просто - после полуночи в бывшем соцлагере по дорогам на машине никто не ездит. Все к этому времени уже дома и ложатся спать. Но стойкие русские девушки решили не сдаваться и продолжить свой нелегкий путь с упорством маньяков! Вышли мы на дорогу... красота... темнота... И тут... машина! Красная такая. Всю дорогу Аня ругалась на меня и кричала, что я не так стою, не там сижу, голосовать так и не научилась, и вообще. А тут именно мне, и именно в это время суток удалось тормознуть именно для нас средство передвижения. Кажется, она меня зауважала. Бодрячковое настроение сменилось очень скоро, как только выяснилось, что мужчина за рулем едет всего на сто километров к себе в загородный дом.

Почувствовав под собой твердую почву и оглядев пейзаж, мы констатировали, что поляки были правы, и что нам ничего другого не остается, как только лечь спать. Спать - это хорошо, но вот куда? Впереди были маленькие деревенские домики, садики, приусадебные огородики и огромные поля. Сейчас вы узнаете, где наша не пропадала, подумали мы, и, лихо перемахнув через забор, решили ставить палатку. При тщательном осмотре окружающего пространства, была выявлена маленькая полянка между грядками капусты и кукурузным полем. Быстренько расстелились и нырнули в спальники. Через 10 часов где-то над нами раздались гневные крики чехов. По всей видимости они костерили нас на чем свет стоит. Это в России, увидев палатку в собственном огороде, хозяева просто пошлют товарищей туристов куда подальше, а тут все по-другому: могут и в полицию забрать за нарушение границ частной собственности, а потом еще и штраф мощный наложить! Спокойно, - сказала Аня - сейчас оденемся в наши одежды и прикинемся либо финнами, либо Службой спасение. Не зная ни одного другого языка кроме русского на тот момент, я радостно закивала головой и на всякий случай решила изображать глухонемого финна или спасателя. Но все обошлось - пока мы собирались и выползали наружу, чехи куда-то отвлеклись. Ноги в руки, палатку в зубы - и вот перед нами трасса, где тут же тормозит крутой джип почти до Праги. Дорога от Ополе к Праге идет горная - серпантин. Меня усадили назад. Водитель по всей видимости в молодости был автогонщиком - он закладывал такие повороты, что аж дух захватывало, и скорость принципиально не снижал со 150 км/ч. Хочу признаться, что меня иногда укачивает, а портить чужую машину всегда очень стыдно, поэтому таблетки от этих проблем всегда со мной. Вот и на этот раз заглотнула я их и заснула с довольным видом. Как потом было неудобно смотреть на Аню, вылезающую с зеленым лицом из гостеприимного джипа и сквозь зубы бормочущую слова благодарности.

Последний рывок длиной в 70 километров на советских "Жигулях", и вот, наконец, она - Прага!!! Первый раз в первый класс, то есть за границу, поэтому поражало буквально все. Пока я с открытым ртом рассматривала здания и зданьца с красными черепичными крышами и башенками, глазела на прохожих и витрины магазинов, практичная Аня обдумывала, в какой бы студенческий хостел нам податься. И потащила меня в тот, где останавливалась в прошлый свой приезд в этот чудесный город. Удивительно было еще и то, что денег с нас за 2-х местный шикарный номер с прерасным видом из окна - взяли всего 14 долларов на двоих.

На встречу с друзьями мы в очередной раз безбожно опоздали и решили свободное время посвятить себе - помылись, постирали в душе свою одежду, купили много еды, пива и, пообедав-поужинав, естесвенно, завалились спать. Ровно в 9 вечера нас в который раз уже на Карловом мосту должны были встретить товарищи. И мы не опоздали! Опоздали они. Зато принесли много хорошего и вкусного вина и пол ночи рассказывали нам о своих приключениях в Праге за эти дни.

Конечно же, спать отправились в хостел все вместе, разделив наш номер и плату за него на четверых. Благо с этим на рецепшене гостиницы просто - никто ни на кого не обращает внимание. А утро принесло осознание того, что гулять по достопримечательностям мне придется одной, так как все тут уже сто раз были, и всё сто раз видели. Нимало не расстроившись, я бросилась смотреть культурный центр! Благо он небольшой. Удивила ценовая политика в музеях - осмотр одного из самых интересных мест Праги - Старое Еврейское кладбище стоил 16 долларов для взрослых туристов, а для студентов всего 8. И так везде. Студенческий в кассе никто предъявить не попросит, да и международного ISIC у меня не было. Когда я прошла 153 уровня защиты от зайцев, то не поверила своим глазам - такое впечатление, что, шагнув за ограду, попадаешь в 15 век - именно в это время и было основано это кладбище. Древние склепы, поросшие мхом плиты с замысловатыми надписями, и потрясающий ковер травы создавали непередаваемую атмосферу нереальности просходящего. Пол часа понадобилось мне на то, чтобы оторваться от загадок старины и продолжить свой путь. В билет включалось посещение синагоги и национального музея, где тоже было на что посмотреть.

Самым красивым местом Праги я до сих пор считаю Карлов Мост - средневековое архитектурное сооружение, где по обеим сторонам стоят на старже католические святые. Конечно же, все статуи почернели от времени. Но и здесь есть свои исключения. Я не сильна в вопросах религии, поэтому не скажу, что за святой восседает в центре, знаю только, что если приложишь свою ладонь к его одежде и загадаешь желание, то оно обязательно исполнится. Как раз это место и отполировано до зеркального блеска, так как жалающих прикоснутся к святому великое множество. Этот мост чем-то похож на наш Арбат - такое же количество художников, музыкантов и продавцов сувениров, только еще витает в воздухе дух романтики, любви и полного, абсолютного спокойствия. В этот город хорошо ездить влюбленным и молодоженам. Гарантированы сногсшибательные впечатления на всю оставшуюся жизнь. Большой и шумной компании тоже здесь найдется место. Старамеска площадь с огромным количеством баров и ресторанчиков способна удовлетворить вкусы даже самого притязательного гражданина.

Весь город усеян маленькими клубами, где играют живую музыку по-моему абсолютно всех направлений. В один такой клуб я и несколько русских барышень направили свои стопы. Очень интересная деталь - деньги за вход не берут с тех, кто пришел до начала концерта. Играли в этот день колоритные музыканты джаз. Под зажигательные мелодии мы решили осуществить то, о чем так много читали в классической зарубежной литературе, а именно выпить абсенту. Абсент - настойка на полыни, как известно, он запрещен к продаже и употреблению во всех странах мира, кроме Чехии и Голландии. Так что, можно сказать, нам несказанно повезло. Мы с умными лицами подошли к бармену и заказали по рюмочке. Официант оглядел наши русские рожи и осведомился, умеем ли мы это пить. Смущение было гораздо красноречивее любых слов. И нам был показан ритуал пития этого спиртного напитка. Оказывается, 50 грамм жидкости зеленого цвета, примерно 70 градусов крепости наливают в 150 граммовый граненый стаканчик, потом в маленькую ложечку насыпают сахар, аккуратно обмакивают его в эту самую жидкость и поджигают содержимое ложечки. Когда сахар превратится в сироп, все это дело быстро-быстро размешивают в стакане и залпом пьют. Выпили... Ну что же, самогон, он и в Африке самогон, хотя, не скрою, тепло становится и в душе и в теле и в голове тоже. Отплясав пару композиций, я вспомнила про своих друзей, и поспешила на встречу. Они меня обрадовали тем, что ночуем мы сегодня не в хостеле, а в одном таком чудесном месте в палатке. Я бодро полезла за всеми в парк, который находится прямо под Градчанами. Парк этот, или даже можно сказать лес, расположен террасами и берет свое начало прямо за Карловым мостом. А еще тут растут очень вкусные груши, которые русскому человеку можно есть уже в начале августа, для чехов же это пока смерть или понос. Углубились мы в чащу, все выше и выше. В абсолютной темноте слышалось только наше недовольное сопение и трещание цикад. Ну вот мы и на месте - более менее ровная площадка. Палатка поставлена, все! Спать! На утро перед нами открылся такой сказочный вид, что просто нет слов - как на ладони внизу была Прага, переливающаяся всеми цветами радуги в лучах восходящего солнца. Вряд ли можно было бы найти здесь гостиницу с таким видом из окна дешевле 100 баксов за ночь.

С
ледующая ночь готовила очередные приключения. Платить за осмотр архитектурных сооружений порядком надоело, и группа товарищей во главе с Олегом Моренковым обнаружила конструкцию, похожую на Эйфелеву башню, только в 10 раз ниже и приняла решение штурмануть ее под покровом темного времени суток. Да, нужно обладать хорошей физической подготовкой, чтобы влезть на первый уровень, но жизненной силы хватило всем, кроме одной девушки. Именно она обнаружила сзади пожарную лестницу, и по ней взобралась без проблем к нам. Отдуваясь, мы преодолели великое множество пролетов и оказались на самом верху. И вот перед нами то, за что люди платят деньги - обсерватория. В середине площадки стоит телескоп, в которой виден весь город. Долго пялиться в него нам не пришлось, так как за спиной послышалось сдержанное "Good evening". Нас чуть удар не хватил, так как это мог быть сторож или полиция, али душегубы какие. Все оказалось проще - молодые чехи, насмотревшись на акробатические трюки русских, решили повторить подвиг. Правда, узнав нашу национальную принадлежность, они отпрыгнули метра на два, и больше разговоры вести не пытались. Так не состоялось установление тесного контакта с местным населением.

Четыре дня, проведенные в этом удивительном городе пролетели как один миг. За безбилетный проезд в метро меня оштрафовали в переводе на наши деньги на 180 рубликов. Но где потеряешь, там и найдешь! В тот же день в продуктовом магазине я нашла очень дорогую бейсболку, в коей и езжу по трассе до сих пор, считая, что она приносит мне удачу.

Наконец, затарившись сувенирами для всех своих многочисленных знакомых и родственников, я решила выдвинуться в сторону дома. Еще в Москве мы с Аней вдвоем хотели доехать до польско-белорусской границы, а там бы подружка поехала собственным маршрутом, а я на поезде домой. Как бы ни так! У Ани имелись собственные планы, в которых мне места совершенно не нашлось. Честно говоря, было очень страшно выходить на дорогу одной! Безумно страшно! Но я должна была сделать это во что бы ты ни стало, просто даже из собственной автостопной гордости! Вперед, на штурм трассы! И вот, 2 часа дня и передо мной выезд из города… Поехали! Так как я на тот момент я плохо говорила по-английски и совершенно не представляла себе, как будет звучать фраза "Не подвезете сколько по пути в сторону такого-то города", мне оставалось только открывать дверцу машины и радостно выкрикивать "I`m going to…". Все понимающе кивали головой и везли меня по трассе. Первым на моем пути попался очень душевный престарелый немец, который довез меня до Вроцлава, всю дорогу подкармливая персиками, пирожными и печеньем. На прощанье мне был презентован мешок с оставшейся снедью. Следующим оказался англичанин, ныне работающий в Польше. Итак, 10 часов вечера и передо мной Варшава. Англичанин, увидев мое расстроенное выражение лица, мужественно вырулил на Е30, ведущую к границе. И тут случился облом. Престарелый поляк, мало того, что ехал всю дорогу со скоростью 60 км/ч, так еще и пытался ухватить меня за своей лапой за коленку, всю дорогу читал нотации о том, как опасно ездить девушке одной ночью. Жутко разозлившись, голосом, не терпящим возражений, я попросила его остановиться и высадить меня прямо сейчас. Просьбу он выполнил…

И вот стою я в полной темноте где-то в лесу, ни одного огонька вокруг, про людей вообще молчу. Подстава полная. И тут, машина!!! Как же мне повезло, что я в комбезе! Русский дядька охотно забирает меня с этого стремного места и сообщает, что мою сверкающую тушку он метров за 500 увидел. Граница… (Три экрана мата потерто) Поляки устраивают нам полный досмотр в течение часа и проверку документов. В итоге к брестскому вокзалу я подъезжаю в 5.07 утра и ровно на эти злосчастные 7 минут опаздываю на поезд в Москву. Смотрю расписание. Следующий только в 14.48. Оглядываю публику - одни бомжи, цыгане и лица подозрительных национальностей. Нет, я здесь не останусь! Срочно на трассу! А где она, очень интересно? Таксисты охотно объясняют, как пройти на улицу Московскую. Ночной Брест. Так страшно мне не было никогда в жизни! Главная улица - ни одного фонаря, кругом темень и кусты, на вывесках половина букв не горит. В руке зажат газовый баллончик и только одна мысль свербит мозг: "Если сейчас ко мне кто-нибудь подойдет, то ни слова не говоря просто этому человеку заеду со всей силы в лицо, и буду орать так, что проснется как минимум половина населения Белоруссии!" Что-то как-то подозрительно долго нет нужной улицы. Может не туда иду? Навстречу барышни.

Отлично объяснили дорогу, ура работницам панели! И я через семь секунд на месте. 13 километров до выезда из города. "Соболь" довозит меня до минской объездной дороги. Рассвело, пригрело солнышко. Выпито кофе столько, что глаза слипаются, а спать не могу - колотит нервная дрожь. Объездная похожа на наш МКАД, только дорога бетонная. Еду кусками - первый с пилотом Ту-154, второй с майором в отставке, который всю дорогу читает мне свои собственные стихи и поет песни. И третий - О! Этого человека я никогда не забуду! Стою. Мимо проносится на жуткой скорости новый красный "Мерседес-500" и… тормозит метрах в 300. Уф, добежала! Первый раз в жизни моя стройная фигурка, затянутая в комбез, с волосами, убранными под бейсболку, была опознана как женская. Обычно трудно ездить с одним человеком на большие расстояния. А здесь… с этим водителем я бы с удовольствием проехала бы и три тысячи километров. Он прекрасно образован - закончил училище при консерватории и саму консерваторию по классу трубы в Москве. Сам он из Минска и родители, естественно, смеялись над его увлечением и о Москве запретили даже и думать. В одни прекрасный момент он с документами в кармане и трубой за спиной вышел на трассу и поехал автостопом в Столицу поступать. - Как странно складывается жизнь - мечтал стать музыкантом, а теперь занимаюсь перевозками… "Интересно, перевозками чего он занимается" - думала я, оглядывая его золотую цепь в палец толщиной, машину и дорогой прикид. Может оружия или наркотиков? За неспешными разговорами под старый добрый блюз мы доехали до выезда из Орши. Тепло распрощавшись, я осталась одна на дороге. Как оказалось, совсем ненадолго. Скоро меня подхватила девяточка, за рулем которой сидели матерые братки. Немного поболтали о том, о сем. Мне оставалось только радостно покивать головой в знак согласия… Очередная граница. Российская земля встречала плохими дорогами и ЗИЛком, набитым тонной игрушек, который и довез меня до родного дома. У метро висят часы! Не верю своим глазам - я проехала две тысячи километров и пересекла три границы за 30 часов! Это был мой личный временной рекорд и предмет гордости на долгое время.
Море впечатлений от этой поездки я сохраню на всю оставшуюся жизнь. Теперь они представлены на ваш суд.

© Алёна Власова

Алёна Власова: || В Прагу по студенчески. || Автостопом в Англию.||

Rambler's Top100
6kc.ru - интернет магазин снаряжения для туризма и активного отдыха Альплагерь Алибек